Римский Колизей является самым узнаваемым архитектурным сооружением в мире, хотя и не входит в число семи чудес света. Именно к Колизею были направлены устремления участников экспедиции, чтобы своими глазами увидеть грандиозный амфитеатр и еще раз вспомнить его удивительную древнюю историю. По историческим фактам, он был построен две тысячи лет назад во времена правления династии Флавиев. Его сооружали тысячи иудейских рабов на месте большого искусственного озера, примыкавшего к вилле императора Нерона. Слово Колизей означает «великий, громадный» и сродни слову «колоссо» а именно так называли воздвигнутую неподалеку гигантскую позолоченную статую Нерона, голову которого предприимчивые римляне заменили при смене власти. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней. Амфитеатр вмещал до 50000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы наслаждаться знаменитыми играми, зрелищем жестокой и часто кровопролитной борьбы, вызывающим, однако, восторг римлян. В спектакль входили: бои гладиаторов, охота на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои, для проведения которых арена заливалась водой. Колизей считается местом мученичества первых христиан. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима (в честь памяти христиан поставлен крест). Ранее стены Колизея были облицованы плитами из мрамора и травертина, укрепленными железными скобами, отверстия от которых сохранились до сих пор. Дыры в стенах красноречиво говорят о том, что с железом в средневековье было туго, стальные зажимы были вынуты и использованы повторно. Пол арены провалился очень давно, обнажив множество клеток для животных и подземные переходы. Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея. Состязания происходили на арене громадной деревянной платформе, посыпанной песком, впитывавшим кровь людей и зверей. Слово «арена» так и переводится с латыни «песок».
Знаменитые гладиаторские бои были переняты римлянами у греков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. Вначале гладиаторами являлись рабы, военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы, (на полученные деньги), можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами. Перед началом боя раздавался сигнал трубы, участники приветствовали императора. По окончанию сражения судьбу раненого гладиатора решали зрители: подняв вверх большой палец, гладиатора оставляли в живых. Но опущенные большие пальцы вниз означали только смерть. Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Они должны были соблюдать строгую диету и заниматься физическими упражнениями. Жили они в специальных казармах. Вне амфитеатра жизнь гладиаторов проходила как у современных атлетов. Питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. Но на ужин перед сражением могли употреблять всё, что хотели, включая женское общество. Многие гладиаторы подрабатывали, служа телохранителями у знатных господ, или участвовали в праздничных дуэлях, где запрещался смертный исход. По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Её давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в её целебные качества. Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей. Запрет на проведение гладиаторских боев начал действовать с 438 года нашей эры, хотя последняя запись о сражении с животными датируется 523-м годом.
В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности. До современного этапа он представляет одно самых сильных мест сконцентрированной «силы духа» человеческой цивилизации. Эта «сила» концентрировалась здесь во времени в двух аспектах: 1. Со стороны гладиаторов, «идущими на смерть», которые должны были показывать «чудеса» стойкости и несокрушимости духа, чтобы не погибнуть в боях, а выстоять, завоевать расположение многотысячной толпы зрителей и, выиграв, получить свободу. История знает приметы демонстрации несокрушимости «силы духа». Верус (согласно единственному источнику творениям поэта Марцелия) был национальным героем того времени. Самый непревзойденный боец сражался на арене Колизея, с поддержки 55 тысяч зрителей! Верус участвовал в сражении, которое впервые за историю Колизея было внесено в его реестры. Он был рабом, который переходил из ранга в ранг в гладиаторской иерархии. Этим и снискал расположение римской аристократии и публики. 2. Сила духа гладиаторов концентрировалась, благодаря поддержке многотысячной толпы зрителей, которая испытывала величайший восторг от получаемых зрелищ, наиярчайшие эмоции сопереживаний. Такие яркие эмоции публика получала, одухотворяясь энергией смерти. Когда душа отделяется от тела, она в момент разрывов связей выделяет энергию. Это энергия, получаемая от разрывов, распадов, называется энергией смерти, и, распространяясь в данном месте, она начинает одухотворять всех присутствующих в зоне событий. Толпы зрителей, одухотворяясь энергией смерти, начинают получать такие сильные эмоции и ощущения, которые нигде больше они получить не могут. И люди снова и снова шли в Колизей за этими чувственными переживаниями. Накапливаясь во времени, энергии разрывов, распадов стали настолько сильными, что записавшись во времени, они с такой же силой проявляются в данном месте, как и раньше, не оставляя никого равнодушным, настолько увиденное и прочувствованное здесь потрясает. В этом месте проявлены записанные во времени «голограммы» прошлых событий, считывая информационный след которых, человек становится невольным участником этих событий. «Голограммы» сцен гладиаторских боев завораживают. Исторические факты потрясают.